Ресурс Кибер-Акына » Экономика » Рынок СМИ в Беларуси может измениться драматическим образом

Рынок СМИ в Беларуси может измениться драматическим образом

Рынок СМИ в Беларуси может измениться драматическим образом

Мы уже писали о неважном, прямо скажем, состоянии масс-медиа в Беларуси. Что будет с газетами, журналами, новостными агентствами, телевидением в стране через несколько лет? Как изменится рынок СМИ? Прогноз Виктора Мартиновича, если отбросить его политизированную часть (что мы, недолго думая и сделали) показался мне заслуживающим внимания...

По словам журналиста, а с недавних пор и писателя Виктора Мартиновича, медиа-рынок Беларуси изменится таким кардинальным образом, что прогнозировать это сейчас невозможно.

Существует ли сегодня в Беларуси интеллектуальная журналистика, какие издания могут соответствовать этому статусу?

К сожалению, в нынешней Беларуси почему-то часто считается, что интеллектуальная журналистика - это когда интеллектуалы пишут о маргинальном. Но в западном мире мы имеем массу примеров интеллектуальной журналистики: тексты Славоя Жижека, посвященные войне в Афганистане, тексты Умберто Эко на самые разные темы, например, о Берлускони и так далее.

Есть ли, на ваш взгляд, у интеллектуальных СМИ в Беларуси потенциальная аудитория?

На мой взгляд, у интеллектуальной журналистики в Беларуси нет аудитории. И не только потому, что число интеллектуалов очень невелико. Оно в принципе невелико, но если мы говорим о Франции или Германии, то среди среднего класса этих стран существует мода на интеллектуальность. У нас такой моды нет.

У нас есть мода на аграрное происхождение, рыбалочку, водочку, баньку и прочее. Интеллектуал у нас не является моделью для подражания. Люди, не являющиеся интеллектуалами, даже не стремятся ими казаться.

Сегодня ситуация в СМИ является довольно специфической, доминируют государственные СМИ. Изменится ли эта ситуация когда-нибудь?

Мне кажется, что через несколько лет медиа-рынок в целом изменится таким драматическим образом, что мы даже не имеем тех знаний, которые позволят нам сделать подобный прогноз. Еще лет 10 назад мы могли прогнозировать это. Сейчас любые прогнозы были бы основаны на разного рода иллюзиях. Я могу представить себе общие рамки возможных изменений в СМИ, основываясь на общении в Германии с людьми, которые готовы инвестировать деньги в беларусский медиа-рынок.

При подходящей ситуации в пять новых белорусских изданий вложат 100 миллионов евро. Эти издания станут очень технологичными, будут сделаны «по уму», в их сайты вложат большие деньги. Эти издания могут выглядеть достойно, как немецкие «Zeit» или «Bild». Все наши нынешние проекты, основанные на российских стандартах, очень быстро окажутся за бортом.

Сейчас рынка просто нет. Рынок СМИ существует ровно в том же состоянии, что и все остальные рынки в Беларуси. Он искусственно регулируется, сюда не впускают внешних игроков. После может наступить другая ситуация: этот сегмент рынка станет совсем иным, изменится и роль телевидения. Сегодня независимая пресса представляет собой некий голос подсознания, который полемизирует с пропагандой. Наступит время, когда официальная пропаганда, претендующая на статус «народного сознания» уже не будет столь актуальна, исчезнет и телевидение как модель мира. Я бы сам поработал на телевидении, если бы там было работать не стыдно. Но сейчас там работать стыдно. (а как вы думаете? Прим. авт.)

В каких произведениях, на ваш взгляд, сейчас больше всего нуждается белорусская литература, белорусский читатель?

Если говорить о глубинных подсознательных ожиданиях литературной тусовки, мне кажется, что текст, который ждут критики и литераторы, должен быть очень плохим. Это должен быть текст, который они смогут с чистой совестью разнести в пух и прах и который докажет им всем их собственную гениальность.

Если говорить об артикулируемых ожиданиях, то, вероятно, многие согласятся с тем, что не хватает своего рода «золотого запаса» серьезных текстов на большие темы. Нужен, например, семейный эпос, который объединит эпохи с ІХ века по 2000 год, что-то глобальное. Это было бы всеми принято на ура. Многие из литераторов, как мне кажется, что-то такое замышляют. Не хватает, как обычно, времени и, в некоторых случаях, усидчивости, чтобы это написать.

А публике, на мой взгляд, не хватает популярного чтения, которое при этом будет содержать некое национальное и идейное ядро. Де факто топ-10 российских писателей, Сорокин, Пелевин, Быков - это попса. Нам нужен «мидлит», который будет читаться массами и при этом будет содержать ядро «беларускасці». Нужна литература, в которой мы узнаем самих себя, поймем что-то о самих себе.

Кроме этого, необходимо какое-то непринужденное чтиво, написанное простым языком, пестрящее юмором, типа «Похождений бравого солдата Швейка» или «Жизни и необычайных приключений солдата Ивана Чонкина». Комедия - это прекрасный способ говорить с людьми на их языке, особенно в Беларуси, где все скоро просто перестанут читать.

Справка. Виктор Мартинович - журналист, политолог, писатель. В 1999 г. закончил факультет журналистики БГУ и стал руководителем отдела политики БДГ-online. С 2002 г. заместитель главного редактора «Белорусской Газеты». В 2008 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Витебский авангард (1918-1922): социокультурный контекст и художественная критика» в Академии искусств Литвы (Вильнюс). С 2010 г. является руководителем департамента политических наук ЕГУ. В 2009 г. в российском издательстве АСТ был опубликован его роман «Паранойя». В 2011 г. вышел второй роман «Сцюдзены вырай» (на белорусском языке).

БП


Теги: СМИ, бизнес

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 

*****