Ресурс Кибер-Акына » Глобальное » Вашингтон - Москва - и... Минск

Вашингтон - Москва - и... Минск

В декабре 2009 г. истек срок действия российско-американского Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ). Договор был подписан в 1991 г. и окончательно вступил в силу в 1994 г., его еще называют СНВ-1. В соответствии с ним к началу 2001 г. стороны сократили потенциалы своих стратегических ядерных сил (СЯС) до предельных уровней в 6.000 боезарядов и 1.600 носителей.

На смену СНВ-1 должен был прийти московский Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), подписанный в 2002 г. и предполагавший уменьшение СЯС до 1.700-2.200 ядерных боезарядов. Однако России и США не удалось согласовать для этого договора ни правил, определяющих, по сколько боеголовок следует засчитывать для каждого типа ракет, ни системы контроля соблюдения - и соглашение "повисло в воздухе".

В результате дело идет к тому, что в сфере разоружения и контроля за вооружениями впервые за сорок лет наступит правовой вакуум. Многие российские эксперты полагают, что такое развитие событий в большей мере отвечает интересам Вашингтона, чем Москвы. По мере старения и снятия с боевого дежурства старых тяжелых многозарядных ракет, уже наметившийся к настоящему времени, перевес США над Россией в области стратегических вооружений будет все более значительным.

Как считают аналитики, переломить эту опасную тенденцию можно было бы создав мощный производственный задел на случай возникновения необходимости быстрого наращивания ракетных сил. Для чего в настоящее время у России есть только одна возможность - подготовка базы для масштабного развертывания грунтового мобильного комплекса "Тополь-М" (на фото). Из-за стоимости и сроков строительства вооружений и инфраструктуры ни шахтные МБР, ни бомбардировщики, ни ракетные подводные лодки не могут предоставить такую возможность.

Вашингтон - Москва - и... Минск

Сегодня российским ВПК производится порядка 5-7 МБР "Тополь-М" в год. Если будут созданы мощности для увеличения этого количества до 30-40 ракет ежегодно (что вполне по силам Воткинскому ракетному заводу) и оснащения их разделяющимися головными частями (РГЧ), то в случае необходимости вполне возможно за 3-4 года добавить в потенциал российских СЯС около 1.000 боеголовок. Это притом, что за счет подвижности комплекс "Тополь-М" имеет повышенную живучесть и гарантированно прорывает любую могущую появится в обозримом будущем систему ПРО.

Исходя из вышеизложенного становится понятным почему Дмитрий Медведев свою первую поездку по стране в качестве президента России совершил в расположение частей Ракетных войск стратегического назначения. В сопровождении министра обороны Анатолия Сердюкова он посетил полк мобильных МБР "Тополь-М" в Тейковском районе Ивановской области. Именно осмотр этого ракетного комплекса и стал главной целью его визита.

Как пояснил президенту РФ тогдашний Главком Ракетных войск стратегического назначения генерал-полковник Николай Соловцов, ракета комплекса РС-2ПМ2 за счет изменяемой траектории полета и ряд других конструктивных особенностей способна преодолевать противоракетную оборону противника. Ее головной блок может оснащаться разделяющимися боеголовками индивидуального наведения. Так что "Тополь-М" является "ответом на все угрозы России, в том числе ПРО". Под впечатлением увиденного Д. Медведев сообщил, что ракетным войскам будет уделять приоритетное внимание.

Между тем, никто из высокопоставленных военных не обмолвился, что подвижность, а следовательно и высокую живучесть ракетному комплексу "Тополь-М" обеспечивает восьмиосное шасси производства Минского завода колесных тягачей МЗКТ-79221, оснащенного дизельным двигателем ЯМЗ-847 мощностью 800 л. с. Максимальная скорость пусковой установки равна 45 км/час. Запас хода составляет 500 км.

Родословную этого сухопутного ракетоносца очевидно следует отсчитывать от 21 июля 1959 г., когда было издано Постановление Совмина СССР, в соответствии с которым была начата разработка оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) "Темп" 9К71. Твердотопливную ракету комплекса первоначально предполагалось оснащать специальной (ядерной мощностью 300 кТ) и фугасной боевыми частями (БЧ). Чуть позже, в соответствии с отдельным постановлением правительства, было решено дополнить этот набор
химической БЧ "Туман-2".

Все наземное стартовое оборудование для "Темпа", включая пусковую установку, должен был изготавливать волгоградский завод N 221 "Баррикады", автоприцеп и колесный тягач для перевозки ракеты Минский автозавод. С целью экономии времени на МАЗе было решено использовать в этом автопоезде уже освоенный в серийном производстве тягач МАЗ-537, применявшийся для перевозки тяжелых артсистем и гусеничной техники.

Но после 6 испытательных пусков разработка ОТРК "Темп" была прекращена, так как дальность ракеты не достигала заданных параметров. Правда, затраченный труд не пропал даром, и наработанный задел был использован для создания ОТРК "Темп-С" 9К76 (по натовскому обозначению SS-12 Scaleboard "Грешник" ).

Основу комплекса составила твердотопливная ракета 9М76 с инерциальной системой наведения, которая в качестве боевой нагрузки несла спецзаряд мощностью 500 кТ или химическую боевую часть "Туман-2", аналогичную применявшейся на ОТРК "Темп". Пусковая установка, как и в предыдущем случае, была разработана в ОКБ волгоградского завода "Баррикады", но предназначалась для монтажа на самоходном шасси (новый ОТРК должен был стать полностью мобильным). Причем, в отличие от принятой тогда в СССР практики, база его должна была быть не гусеничной, а колесной.

Между тем мало кто знает, что одним из главных инициаторов создания сухопутных ракетоносцев на колесном ходу стал выдающийся конструктор советской ракетной техники Александр Надирадзе. Имя этого человека, долгое время скрытое завесой строжайшей секретности, мало о чем говорит рядовому обывателю. Однако тот факт, что его заслуги в свое время были дважды отмечены звездами Героя соцтруда СССР и званиями лауреата Ленинской и Государственной премий, говорит о многом.

С 1961 г. и до самой смерти в 1987 г. он возглавлял всемирно известный теперь Московский институт теплотехники (бывший совсекретный НИИ-1). Именно под его руководством были разработаны знаменитые мобильные ракетные комплексы на твердом топливе "Темп-С", "Темп-2С", "Пионер", "Тополь".

Работа над РК "Темп-С" стала началом многолетнего сотрудничества конструкторского коллектива, возглавляемого А. Надирадзе со специальным конструкторским бюро Минского автозавода под руководством двукратного лауреата Государственной премии, Героя Социалистического Труда Бориса Шапошника.

До этого момента само собой подразумевалось, что подобные системы оружия должны быть вездеходными (для чего колесные машины вроде бы не годились), а посему для их размещения нет ничего лучше, чем шасси танка. Однако в качестве сухопутных ракетоносцев гусеничные шасси зарекомендовали себя неудовлетворительно. Они могли передвигаться на небольшие расстояния и только вне дорог с твердым покрытием, так как асфальт разбивался мгновенно. А ведь по замыслу мобильные ракетные комплексы, совершая маневр, должны были проходить не считанные десятки, а многие сотни километров.

Это при том, что эксплуатационный ресурс гусеничного носителя составлял всего 3.000-5.000 км. К тому же при обслуживании и ремонте доступ ко многим элементам ракетной установки на гусеничном шасси был крайне затруднен, а замена дефектных узлов и агрегатов требовала демонтажа смежных систем. А более всего неприятностей разработчикам доставлял высокий уровень вибрации и ударных нагрузок, которым подвергалось при движении танкового шасси по пересеченной местности достаточно хрупкое тело ракеты.

На первый взгляд, могло сложиться впечатление, что создатели ОТРК "Темп-С" взялись за неразрешимую проблему: как обеспечить для новой ракетной системы высокую проходимость по бездорожью и одновременно возможность передвижения на сверхбольшие расстояния. Но выход был его подсказывали новаторские решения, изначально заложенные разработчиками Минского автозавода в конструкцию модельного ряда полноприводных колесных шасси МАЗ-529, МАЗ-535, МАЗ-537, МАЗ-538.

Здесь прежде всего следует упомянуть применение двигателей большой мощности, гидромеханических трансмиссий, двухскоростных раздаточных коробок, двухступенчатых приводов мостов с планетарной колесной передачей, разрезных мостов с независимой торсионной подвеской, широкопрофильных большегрузных шин с регулируемым давлением, двух и более управляемых осей. Еще одна очень важная для военной техники особенность использование дифференциальных схем привода колес, включающих самоблокирующиеся и блокируемые межосевые и межколесные дифференциалы.

Проработки и сравнительные испытания показали: колесные пусковые установки на базе минских колесных шасси практически всегда, кроме очень редких случаев, превосходят гусеничные. И с точки зрения достижения минимального уровня вибрации при движении по различной поверхности, и с точки зрения долговечности ходовой части, экономической эффективности, удельной трудоемкости обслуживания и т. д.

В итоге в секретном опытном цехе Минского автозавода (именно его традиции унаследовал нынешний Минский завод колесных тягачей) под руководством Бориса Шапошника в 1961 г. было создано оригинальнейшее колесное шасси МАЗ-543, серийно выпускавшееся десятки лет и применявшееся не только в комплексе "Темп-С" , для которого оно задумывалось, но и в других системах оружия.

Достаточно сказать, что конструкция МАЗ-543 легла в основу целого семейства машин. Более 60 образцов вооружения и спецоборудования было смонтировано на шасси 543, 543А и 543М. Среди них ракета тактического комплекса "Эльбрус" (более известная как Scud), зенитно-ракетный комплекс С-300, система залпового огня "Смерч" , противокорабельные комплексы артиллерийский "Берег" и ракетный "Рубеж" . Но и этим роль МАЗ-543 не ограничивается, ведь он стал прототипом для создания еще более сложных машин.

В 1966 г. начались работы по созданию твердотопливной межконтинентальной ракеты РТ-21 ("Темп-2С"). В Минске под нее начали проектировать транспортер МАЗ-547 c колесной формулой 10x10. В процессе работы, из-за увеличения массы ракеты, шасси стало шестиосным. Изменение массо-габаритных характеристик потребовало применения более мощного двигателя и шин увеличенного размера. Были заново разработаны: усиленная гидромеханическая передача, ходовая часть с пневмогидравлической подвеской колес на поперечных рычагах с гидравлическими балансирами. Позднее это шасси использовалось в качестве базы для пусковой установки ракет средней дальности "Пионер" (SS-20 по классификации НАТО).

Следующим и последним этапом сотрудничества А. Надирадзе и Б. Шапошника стало создание шасси под знаменитую ракету "Тополь" (SS-25). Сначала это был МАЗ-7912 (14х12), при разработке которого нашим конструкторам пришлось решать ряд задач, не описанных ранее даже в теории. Например, при наличии у шасси нечетного числа осей при проезде перевалов могло возникнуть положение, когда вся нагрузка ложится на одну ось. Спустя несколько лет появилось шасси МАЗ-7917 (14х14).

Однако кончина патриархов не прервала сотрудничество возглавлявшихся ими коллективов. В 1995 г. появился транспортер МЗКТ-79221 (16х16) для новых баллистических ракет "Тополь-М", во многом унифицированный с предшественниками. Запас мощности которого позволяет нести и более тяжелые МБР, например многозарядную РС-24, призванную заменить знаменитую "Сатану". Таким образом обеспечение паритета в стратегических ядерных силах между Россией и США во многом зависит и от Беларуси.


Теги: армия, политика

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
  • Группа: Гости
  • ICQ:
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Комментариев: 0
  • Публикаций: 0
^
мечтать не вредно.руские больше 5ракет в год делать не смогут.да и зачем руским тягачи им в шахтах ставить нечего .нет ракет заменить устаревшие да и тополь картонная дурилка вот булава состоит из техже компонентов и везде производственный брак.просто тополя толком не испытывали и половина тополей бракованное гнилье
  • Группа: Гости
  • ICQ:
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Комментариев: 0
  • Публикаций: 0
^
все свободные мощности воткинского завода загружены постройкой прототипов ракет булава.и если булаву примут на вооружение то лет 5 завод будет делать только булаву для подлодок и на шасси заказов беларусам ни чего не перепадет
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 

*****