Ресурс Кибер-Акына » Общество » Шуман: «Формализация еврейской логики поможет при создании искусственного интеллекта»

Шуман: «Формализация еврейской логики поможет при создании искусственного интеллекта»

Шуман: «Формализация еврейской логики поможет при создании искусственного интеллекта»Шуман: «Формализация еврейской логики поможет при создании искусственного интеллекта»
Доцент Белорусского государственного университета Андрей Шуман открыл новое направление в символической логике – современные математические формализации рассуждений Талмуда. Результаты его исследований отразились в двух книгах об иудейской логике, изданных за рубежом.

Журналист Олег Галкин, статьи которого часто становятся бестселлерами на tut.by, побеседовал с первооткрывателем о значимости этих работ для современной науки, а также об особенностях еврейской логики.

Шуман: «Формализация еврейской логики поможет при создании искусственного интеллекта»

- Андрей, что собой представляют изданные книги?
- Одна книга называется «Иудейская логика» (Judaic Logic), другая - «Современный обзор иудейской логики» (Modern Review of Judaic Logic). Первая вышла в известном американском научном издательстве Gorgias Press, специализирующемся на библейских исследованиях и религиоведческой литературе, вторая является специальным выпуском солидного научного журнала «История и философия логики» (History and Philosophy of Logic), издаваемого в Англии. Они представляют собой попытку рассмотреть логику, которая используется в иудаизме, в частности, в Талмуде, с позиции современной математической логики, информатики и философии.

- Какой научный вклад принесет математическая формализация рассуждений Талмуда?
- Говоря о еврейской логике, обычно подразумевают сложную казуистику рассуждений или национальное еврейское чувство юмора. Однако такой взгляд на Талмуд характерен только для тех, кто с этим произведением мало знаком. В Талмуде есть своя логика, свои правила рассуждения. Интерес к ним связан с возможностью создания новых логических подходов в современной информатике. В настоящее время информатику интересуют логические системы, формализующие мультиагентную и интерактивную вычислимость. Талмудические рассуждения являются как раз мультиагентными и интерактивными. Поскольку они строятся, учитывая наличие множества мнений и различных авторитетов. Существует очень сложная система определения, кто одержал победу в споре. Если мы научимся такие рассуждения лучше понимать, это будет способно вызвать настоящую революцию в разработках искусственного интеллекта.

- Над книгами работал целый коллектив авторов. Какова была твоя роль в этой работе?
- Я был создателем команды и главным редактором обеих книг. Сортировал идеи, отвечал за рецензирование и отбор текстов. Сам непосредственно являюсь автором четырёх текстов. В них я как раз и обрисовал проблему, указал на те подходы, которые можно получить здесь в сфере современной информатики и какие в последующем могут быть приложения. В частности, обосновал возможность логических рассуждений, которые являются массивно-параллельными (это когда мы одновременно строим несчетное число выводов) и поэтому могут быть не аксиоматическими, то есть не зависят от аксиом. Что очень важно для компьютерного моделирования, поскольку любой природный процесс является массивно-параллельным. К примеру, человеческий организм содержит примерно 6 1013 клеток и все они, с одной стороны, согласованно, с другой, параллельно выполняют свои функции. Если мы научимся логически моделировать такие параллельные процессы, мы сможем совершить качественный скачок в искусственном интеллекте. И как раз именно такие элементы массивно-параллельных рассуждений мы обнаруживаем в Талмуде.

- Чем же еврейская логика отличается от логики других народов, скажем, белорусов?
- Да, отличия есть. Еврейская логика создавалась на базе особых правил толкования священных текстов. Затем она была распространена на другие задачи, такие как философские, культурологические или бытовые, в рамках еврейской культуры. В чём главное отличие: в том, что эта логика изначально не аристотелевская. Если брать аристотелевскую логику, то там рассуждения строятся на том, что есть некие высшие роды и есть какие-то частные их разновидности – виды. И рассуждение строится на том, что мы, зная род, свойства рода, переносим это знание на виды. То есть двигаемся как бы по вертикали, сверху вниз. В иудаизме такое рассуждение неприемлемо, и строится оно там не вертикально, а горизонтально: от одного рода к другому роду и от одного вида к другому виду. Здесь сразу предполагается наличие многих точек зрения, множества агентов рассуждения, то есть своеобразная мультиагентность. Белорусская же культура была взращена в рамках христианской ойкумены, в которой очень сильные позиции всегда имела аристотелевская логика.

- То есть можно сказать, что еврейская логика в значительной степени основана на религиозном мировоззрении?
- Скажем так, корни еврейской логики, несомненно, религиозные. Но, с другой стороны, корни христианского мировоззрения и аристотелевской логики тоже во многом религиозные. Присутствуют просто разные допущения. Допущение аристотелевской логики заключается в том, что существует много высших начал, богов, аксиом. И из этих аксиом извлекается какое-то частное знание. А в иудаизме допускается только одно высшее начало, Бог. И поэтому выводить из общего частное – это прерогатива Бога, так делать как бы нельзя. Можно только двигаться по горизонтали. Другое дело, что сейчас в информатике присутствует повышенный интерес к рассуждениям не от общего к частному, а от множества частностей, то есть массивная параллельность. Поэтому знания, которые получаются из религиозных предпосылок иудаизма, очень могут пригодиться в современной информатике.

- На какой круг читателей рассчитаны вышедшие книги?
- Они рассчитаны на широкий круг специалистов в области логики со знаниями в сферах информатики, математики, философии и других смежных наук. Но этот круг ограничен людьми из академического сообщества.

- Будут ли они переводиться на русский язык?
- Скорее всего, нет. Данное направление – анализ талмудических рассуждений сквозь призму современной науки – только-только начинает развиваться, и большинство специалистов в этой области сейчас живет и работает на Западе. Сообщество же логиков в СНГ не столь многочисленно. И те, кто есть, без труда прочитают их на английском.

- Есть ли какой-то то резонанс от этих книг?
- Да, резонанс пошёл, эта тема начинает вызывать интерес в академических кругах, начали возникать новые проекты, связанные с масштабной формализацией рассуждений Талмуда. В частности, стал теоретически возможен проект по созданию “электронного раввина”, который не хуже любого другого раввина сможет строить талмудические рассуждения. Вот есть машина, которая умеет профессионально и очень качественно играть в шахматы, и “электронный раввин” будет из разряда ей подобных. Есть многие интересные практические результаты. Например, профессор Дов Габбай из Королевского колледжа Лондона – один из самых сильных логиков в современном научном мире, кстати – формализовал систему так называемых абдуктивных рассуждений на базе талмудического правила «кал вахомер», которые могут быть интересны, например, в сфере экономики или математической социологии.

- Андрей, можешь ли ты привести живой пример чистой еврейской логики в виде какой-нибудь бытовой ситуации или анекдота?
- Специфический еврейский юмор и в самом деле уже давно стал притчей во языцех, поэтому я, пожалуй, проиллюстрирую иудейскую логику на примере загадки из одного старого еврейского анекдота. Он длинный, поэтому несколько подсокращу:

Вылазят из трубы два трубочиста и смотрят друг на друга. Оба чумазые. Но у одного трубочиста лицо чистое, а у другого – грязное. Вопрос: кто из них пойдёт помыться?
Первый ответ, который приходит на ум – разумеется, тот, у которого лицо грязное.
Ответ неправильный.
Почему? Потому что тот, у кого лицо грязное, смотрит на того, у кого лицо чистое, и думает, что у него самого оно тоже чистое.
Напрашивается другой ответ: тот, у кого лицо чистое.
Ответ неправильный.
Почему? Потому что тот, у кого лицо грязное, видит, что тот, у кого лицо чистое идёт мыться, и идёт вслед за ним.
Следующий ответ: мыться пойдут оба.
Ответ неправильный.
Почему? Потому что тот, у кого лицо грязное, посмотрит на того, у кого лицо чистое, и не
пойдёт умываться. А тот, у кого лицо чистое, увидит, что тот, у кого лицо грязное, не идёт умываться, поймёт, что его лицо чистое, и тоже не пойдёт умываться.
Правильный ответ: Как такое вообще может быть, чтобы из трубы вылез один чистый, а другой грязный?


Шуман: «Формализация еврейской логики поможет при создании искусственного интеллекта»

Работа Андрея Шумана и других философов-логиков над формализацией талмудических рассуждений демонстрирует, что религиозные тексты не исчерпали своей значимости и в наш техногенный XXI век. Даже сейчас из них извлекаются научные данные, которые имеют прикладное практическое значение и которые могут быть использованы в инновационных разработках.


Теги: религия

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 

*****